- 22.08.2018
- Опубликовано: Захватаев С.М.
- Категория: Право
В России сейчас осуществляют деятельность множество банков, а также огромное количество микрофинансовых компаний. И одни и вторые хотят получить максимум возможной прибыли. Но часто возникают ситуации, когда по каким-либо причинам заёмщики не готовы вернуть деньги, да и еще с «накрученными» процентами. Тогда у банка или МФО появляется выбор: обратиться в суд или продать долг коллекторам.
Почему банки не идут в суд?
В случае обращения заимодателем в суд, процесс займёт от нескольких месяцев до полугода, после чего будет начато исполнительное производство. Если человек работает неофициально или у него нет других счетов в банках, то начатое исполнительное производство ничего не принесёт. Получается, что заимодатель просто потратит время на суд, который не принесёт результата.
В случае с коллекторами ситуация складывается по-другому. Соглашением сторон между банком и коллекторской фирмой определяется выкупная цена неоплаченного заёмщиком кредита. Банк получает деньги, это может быть 10-30% от суммы займа, а коллекторы начинают процесс взыскания долга заёмщика своими методами. О методах некоторых коллекторов сейчас уже наслышаны все. Такой вариант в приоритете у банков, так как при таком раскладе они вернут хоть какие-то деньги.
В 2016 году появился закон регулирующий деятельность коллекторских организаций «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» №230-ФЗ.
На основании этого закона вступили в силу некоторые ограничения по деятельности таких организаций. Например:
· личные встречи допустимы не более 1 раза в неделю;
· телефонные переговоры допускаются в рабочие дни в период с 8 до 22 часов, а в выходные и нерабочие праздничные дни – с 9 до 20 часов по местному времени по месту жительства должника или по месту его пребывания (коллекторы не имеют права звонить родственникам должника без специально полученного согласия). Коллекторы могут звонить 1 раз в сутки, 2 раза в неделю, 8 раз в месяц;
· смс-сообщения, телеграфные, голосовые сообщения и т.д. – допустимы 2 раза в сутки, 4 раза в неделю, 16 раз в месяц;
· коллекторы вправе направлять почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.
Коллекторы не должны, исполняя свою деятельность, угрожать заёмщику, применять силу, каким-либо образом портить его имущество и применять психологическое воздействие. Но на практике мы встречается совсем с другим.
Как дать отпор коллекторам?
Если коллекторы начали звонить вам, первое что вы должны сделать, включить запись телефонного разговора – в дальнейшем это будет одним из доказательств вашей защиты. Следующим действием нужно узнать название организации и где она находится. Немаловажным будет узнать, на каком основании коллекторы требуют выплаты денег им. Пусть отправят вам такой договор на электронную почту. Если они это делать отказываются — прекратите общение с ними. Если звонки будут исходить от них очень часто, то вам нужно будет заказать детализацию по звонкам у своего оператора связи.
Одно из мест, куда стоит подать жалобу на коллекторов — Национальная Ассоциация Профессиональных Коллекторских Агентсв (НАПКА). Стоит также обратиться с заявлением в Роспотребнадзор. Следующим действием будет обращение в правоохранительные органы. Это может быть отдел полиции по вашему месту проживания или же прокуратура. В случае физических угроз или психологического давления коллекторами, схема будет такая же – диктофон, полиция, прокуратура.
Все ваши обращения и ответы на них должны быть у вас на руках, всё это ваши доказательства нарушения прав.
Если коллекторы перейдут все грани, то обращение в суд будет правильным решением. Можно просить суд удовлетворить требования о возмещении полученного морального вреда.
Таким образом, обращения в суд и написание заявлений в указанные выше органы будут способствовать разрешению конфликта и усмирению коллекторов. Это действенные способы, которые применяются на практике.